РУС
ENG
POL
BUL

Порядок увольнения работников при ликвидации компании. Обязательно трудоустройство определенной категории рабочих.

Увольнение работников в случае ликвидации предприятия предусмотрено пунктом 1 статьи 40 Кодекса законов о работе Украины (далее - КЗоТ). Соответственно указанной статье, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты работодателем в случаях, в частности , изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации , реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников

Порядок такого увольнения урегулирован ст.49-2 КЗоТ . Согласно указанной статье , о следующем увольнении работников персонально предупреждают не позднее чем за два месяца. При увольнении работников в случаях изменений в организации производства и труда учитывается преимущественное право на оставление на работе, предусмотренное законодательством. Одновременно с предупреждением об увольнении в связи с изменениями в организации производства и труда собственник или уполномоченный им орган, физическое лицо, использующее наемный труд, предлагает работнику другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации, у физического лица. При отсутствии работы по соответствующей профессии или специальности, а также в случае отказа работника от перевода на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации, у физического лица работник, по собственному усмотрению, обращается за помощью в государственную службу занятости или трудоустраивается самостоятельно. В случае если высвобождение является массовым в соответствии со статьей 48 Закона Украины "О занятости населения" , собственник или уполномоченный им орган, физическое лицо, использующее наемный труд, сообщает государственную службу занятости о запланированном увольнении работников. Уведомление должно содержать информацию о запланированном массовом увольнении работников, определенную частью второй статьи 49-4 настоящего Кодекса , и проведение консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). Уведомление обязательно подается выборному органу первичной профсоюзной организации (профсоюзному представителю). В случае наличия нескольких первичных профсоюзных организаций уведомление направляется совместному представительному органу, образованному ими на основе пропорционального представительства, а при отсутствии такого органа - выборному органу первичной профсоюзной организации (профсоюзному представителю), объединяющему большинство работников этого предприятия (учреждения, организации).

Следовательно, в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации, обязательно предупреждение работников об увольнении не позднее чем за два месяца под расписку. А также, в порядке абз.3 п.4 ч.3 ст.50 ЗУ «О занятости населения» , работодатель обязан представить территориальным органам центрального органа исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции, информацию о запланированное массовое увольнение работников в связи с ликвидацией не позднее чем за два месяца до увольнения .

Выплаты при увольнении в связи с ликвидацией.

Согласно ст. 44 КЗоТ, при прекращении трудового договора по основаниям, указанным в п. 1 ст. 40 КЗоТ работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка. Некоторым категориям (например) лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, выходное пособие выплачивается в большем размере.   Также предусмотрена денежная компенсация за неиспользованные дни отпуска ( ст. 83 КЗоТ ). Расчет при увольнении осуществляется согласно ст. 116 КЗоТ .

Трудоустройство.

В случае ликвидации предприятия есть категории работников, которых работодатель обязан трудоустроить : беременные и женщины, имеющие детей в возрасте от трех лет (до шести лет – ч. 6 ст. 179 КЗоТ ) лет, одинокие матери при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, одинокие родители, опекуны (попечители) и названные родители при аналогичных обстоятельствах ( ст. 184 КЗоТ и ст. 186-1 КЗоТ ) ) и работники младше 18 лет ( ст. 198 КЗоТ ).

Кроме этого, обязательное трудоустройство предусмотрено для лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы и отнесенных к категориям 1, 2, а также для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, относящихся к категории 3 ( п. 7 ч. 1 ст. 20 , п. 1 ч. 1 ст.21, п. 1 ч. 1 ст.22 Закона "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы").

Также этим категориям выплачивается пособие в размере трехкратной среднемесячной заработной платы.

Правовой механизм реализации работодателем обязанности по трудоустройству отдельных категорий работников и сроков трудоустройства при ликвидации законодательством не определен . При этом существует мнение, что формулировка «увольнения с обязательным трудоустройством» означает, что разрыв во времени между увольнением и трудоустройством не допускается. В то же время, некоторые специалисты сводят такой механизм к возможности обращения в службу занятости. Однако, по мнению большинства специалистов, это не будет исполнением обязанности по трудоустройству. К тому же не понятно, как потом "оформлять" такое трудоустройство, как показать, что именно такие действия работодателя стали следствием трудоустройства работника через службу занятости.

К тому же   Минэкономики в письме от 04.05.2021 г. № 4712-06/26166-07 отмечает, что, по его мнению, в случае ликвидации предприятия беременная женщина может быть уволена в соответствии с п. 1 части первой ст. 40 КЗоТ с последующим трудоустройством. И добавляет, что согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 06.11.1992 г. № 9 не может быть признано , что работодатель исполнил обязанность по трудоустройству, если работница не была предоставлена на тому же или другом предприятии другая работа или предложенная работа, от которой она отказалась по уважительным причинам (например, по состоянию здоровья).

То есть, если работник отказывается от трудоустройства на другом предприятии и об этом налицо его письменное заявление с указанием причин такого отказа (за исключением уважительных причин), то можно считать, что работодатель исполнил свой долг по обязательному трудоустройству.

Большинство специалистов, все же, приходят к выводу, что идеально, если работник, в отношении которого законодательство допускает увольнение в случае полной ликвидации организации с обязательным трудоустройством, уволено в порядке перевода в другую организацию ( п. 5 ст. 36 КЗоТ ). Только в этом случае полностью будет соблюдена буква закона. Или допускается применение увольнения по соглашению сторон ( п.1 ст.36 КЗоТ ).

ОДНО ВРЕМЯ ! Существует правовое заключение Большой Палаты Верховного Суда ( постановление от 24 апреля 2018 года по делу № 911/3259/16 ), где указано, что обязанность по трудоустройству уволенных в результате полной ликвидации работодателя работников , в том числе женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, возложено именно на государственную службу занятости , а не на работодателя, ликвидированного без правопреемника. Поскольку именно государственная служба занятости в ч. 4 ст. 49-2 КЗоТ , совершающего действия по трудоустройству высвобожденного работника, основания для возложения ответственности на ответчика в этом случае отсутствуют.

Если ориентироваться на такую практику Верховного Суда, то обязанность работодателя в трудоустройстве сводится к своевременному и правильному уведомлению службы занятости.

Ответственность за нетрудоустройство определенных категорий работников

Согласно статьям 105, частью пятой статьи 111 ГКУ в ликвидационную комиссию (ликвидатор) с момента назначения переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе увольнение прекращаемого работников юридического лица.

Каковы последствия невыполнения требования обязательного трудоустройства?

Обзор судебной практики показал, что обжалуя в судебном порядке незаконное увольнение, лицо может быть возобновлено на работе, а организация обязана выплатить ему среднюю заработную плату за время вынужденного прогула (с учетом полученного выходного пособия), если на момент вынесения судом решения процесс ликвидации организации не завершены.

В случае, когда работник уволен без законного основания или с нарушением установленного порядка, но возобновление его на предыдущей работе невозможно в результате ликвидации организации, орган, рассматривающий трудовой спор, обязывает ликвидационную комиссию или собственника (орган, уполномоченный управлять имуществом ликвидированной организации, а в соответствующих случаях - правопреемника, выплатить работнику заработную плату за все время вынужденного прогула.Одновременно орган, рассматривающий трудовой спор, признает работника таким, который был уволен по пункту 1 статьи 40 КЗоТ ( ст. 240-1 КЗоТ ).

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность за грубое нарушение законодательства о труде ( ст. 172 УК Украины ) в виде штрафа от двух тысяч до пяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 34000 грн. до 85000 грн.) ; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех (пяти) лет; исправительные работы сроком до двух лет; арест сроком до шести месяцев.

Также законодательством предусмотрены и административная ответственность. Согласно ст. 41 КУоАП , нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда - влечет наложение штрафа на работников от четырех до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (68 до 170 грн.) и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан - субъектов предпринимательской деятельности - от двадцати до сорока не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (340 – 680 грн.)

Одновременно существует и материальная ответственность за неподачу или нарушение работодателем установленного порядка представления данных, предусмотренных абзацем третьим пункта 4 части третьей статьи 50 ЗУ "О занятости населения" , то есть данных о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда , в том числе ликвидацией Так, согласно т. 53 ч . 6 ЗУ «О занятости населения» в этом случае взимается штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы , установленной на момент выявления нарушения.

В данной статье мы можем предложить шаблон Приказа об увольнении в связи с ликвидацией предприятия , которую Вы можете самостоятельно создать в конструкторе Instaco по ссылке . Для создания необходимо ввести необходимые данные в конструкторе.

Образец Приказа об увольнении в связи с ликвидацией предприятия подготовила адвокат Краснокутская Наталья (Instagram @advocate_knn , Фейсбук instaADVOCATE ).

Юридические консультации адвокат ведет:

  • в любом мессенджере по телефону +380969900861
  • в директе Instagram @advocate_knn   или в мессенджере Фейсбук instaADVOCATE
  • по электронной почте [email protected]

Чтобы получить первую бесплатную консультацию онлайн, подпишитесь на аккаунт адвоката в Instagram @advocate_knn и поставьте предпочтение странице адвокат Краснокутская Наталья в Facebook instaADVOCATE .

Дата публикации: 13.09.2022

Продиктуйте текст для поиска
Готово