РУС
ENG
POL
BUL

О договоре о шипчандлерских услугах (договор на поставку продовольствия и оборудования на судно) + шаблон договора с приложениями

В судоходной промышленности работает большое количество участников. Каждый из них выполняет свои функции и обеспечивает выполнение определенных процессов для обеспечения жизнедеятельности судна. К ним относятся судовладельцы, перевозчики, фрахтователи, экспедиторы, морские агенты, таможенные брокеры и т.д.

Отдельное место среди участников занимают шипчандлеры ( англ. ship chandler — «судебный поставщик»).

Шипчандлер – это лицо-поставщик продовольствия и судебного оборудования, необходимого для экипажа судна для нормальной его эксплуатации и обеспечения безопасности мореплавания.

На шипчандлера как специалиста морского транспорта могут возлагаться следующие обязанности:

  • обеспечение обслуживания судна в порту;
  • получение по нарядам, заявкам и другим документам товарно-материальных ценностей, необходимых для судна: продукты, сырье, материалы, оборудование, изделия, инвентарь, канцелярские принадлежности и т.п.;
  • помощь администрации судна в налаживании контактов с местными органами власти и торгово-снабженческими организациями;
  • обеспечение своевременной доставки товарно-материальных ценностей на судно; контроль за их хранением;
  • контроль соблюдения требований охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах и доставки грузов, приобретенных для судна;
  • оформление необходимой документации на грузы, полученные и отправленные;
  • осуществление оплаты по распоряжению судовладельца и капитана судна за приобретенные товары;
  • выполнение разнообразных поручений судовладельца или капитана, содействие экономии затрат на приобретение материальных ресурсов.

Если говорить о международном мореходстве, то владелец судов не имеет возможности иметь своего представительства в каждом порту или каждой стране. А для обеспечения жизнедеятельности судна необходима постоянная поставка продовольствия и оборудования.

Чтобы решить вопрос такого рода, судовладелец должен заключать договоры на поставку продовольствия или оборудования с разными шипчандлерами, в разных, удобных для него странах (портах).

Поэтому шипчандлер является очень важной фигурой в морском судоходстве и, в частности, для судоходной компании.

Рассмотрим подробнее особенности заключения договора о шипчандлерских услугах.

Кто может быть сторонами по договору?

В данной разновидности договора сторонами есть заказчик и исполнитель.

Заказчиком являются судоходные компании, владелец судна или фрахтователи, в управлении которых находится судно и осуществляют обеспечение жизнедеятельности судна и экипажа.

Как правило, деятельность, связанная с судоходством, имеет масштабный характер и ее осуществляют организации, компании, имеющие статус юридического лица.

Исполнителем может быть юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель, зарегистрированное и ведущее хозяйственную деятельность на территории соответствующего государства, и имеет возможность осуществлять поставки на территорию необходимого порта.

Следует отметить, что если заказчик и собственник не оперируют исключительно на территории Украины, то их относить будут относиться к внешнеэкономической деятельности. К таким отношениям будут применены все положения законодательства Украины о ВЭД.

Исходя из этого, при заключении договора необходимо указать есть ли заказчик (или исполнитель) резидентом Украины, или не является таким, а также являются ли стороны плательщиками НДС.

Предмет договора

Предметом данного договора является предоставление комплексных шипчандлерских услуг исполнителем, а именно услуг по снабжению продовольствием и оборудованием на объект (судно) заказчика.

Исполнитель по этому договору берет на себя все обязательства по поиску, приобретению (или изготовлению), транспортировке и доставке на судно заказчика всей необходимой оснастки.

В свою очередь заказчик обязуется своевременно оплачивать услуги шипчандлера и выполнять другие условия по договору.

К таким условиям важно отнести своевременную подачу заявки на поставки, ведь до прихода в порт судна, шипчандлер заранее должен успеть обработать заявку, подготовить продовольствие для транспортировки, упаковать его и составить необходимые документы.

Поэтому в договоре должны быть предусмотрены сроки подачи такой заявки, способ ее подачи и адресант.

Учитывая, что оперирование судном является довольно сложным процессом, то в нем могут принимать участие представители заказчика. Например, при получении продовольствия, капитан судна будет подписывать акт приема-передачи или формировать заявку вместе с представителем отдела оснащения компании

Именно поэтому в договоре необходимо указать всех представителей и лиц, уполномоченных на совершение определенных действий в интересах заказчика.

Также к обязательным условиям со стороны заказчика есть местонахождение судна в оговоренном порту, необходимость пришвартования к причалу и решение всех разрешительно-организационных вопросов судовладельца с администрацией порта.

Со стороны заказчика должны быть оформлены все документы и разрешения, созданы все условия для беспрепятственного и безопасного осуществления снабжения исполнителем товаров на борт судна.

главные условия содержания контракта.

К основным положениям, которые необходимо указать в шипчандлерском договоре, относятся следующие:

  • Список продуктов питания и оборудования.

При заключении договора судовладелец и шипчандлер согласовывают общий список продовольствия и оборудования, которое по заявке заказчика исполнитель будет обязан поставлять на судно. Данный перечень может быть исчерпывающим или нет. В списке указывается наименование, полное описание продукта, единица измерения и метод упаковки. Вместе с перечнем продовольствия определяется окончательная цена поставки каждой позиции. Указанная цена должна включать в себя все расходы со стороны исполнителя (например: расходы на транспортировку, упаковку и т.п.).

Указанная в договоре цена должна быть утверждена весь период действия договора. Условия и сроки пересмотра ценовой политики исполнителем также должны быть указаны в договоре, если таковые будут возможны.

В перечне желательно указать требования к качеству и упаковке отдельных видов продукции, особенно в отношении пищевых продуктов, взрывоопасных и легковоспламеняющихся товаров.

Кроме этого, в договоре указываются способы решения вопросов, когда исполнитель не может поставить определенную позицию в случае ее отсутствия. В таких случаях он может предложить либо аналогичную замену позиции, либо перенести ее доставку на следующие поставки.

  • Список портов, на территорию которых будет производиться поставка.

Очень важно отметить порты, в которые будут производиться поставки на судно. Шипчандлером может быть местная компания, которая будет осуществлять поставки на территорию одного порта или нескольких портов одного государства. В других случаях это может быть компания международного масштаба, которая может обеспечивать судно на территории определенного материка или его части.

В таких случаях в договоре следует указать список всех портов, их страну расположения и адрес местонахождения, куда возможны поставки.

В договоре можно также указать перечень судов с указанием их названия, порта приписки и ИМО номера, на которые по заявке будет осуществляться поставка.

  • Порядок взаиморасчетов.

Специфика шипчандлерской деятельности состоит в том, что обычно заявку на поставку согласовывает капитан судна исходя из нужд судна. После этого она согласовывается с отделом снабжения компании или непосредственно судовладельцем, после чего направляется шипчандлеру.

Заявка формируется заранее, до прибытия судна в порт, и именно поэтому модель взаиморасчетов на месте при получении товара не удобна, как при обычном договоре поставки, который мы можем встретить в хозяйственной деятельности.

Кроме того, очень часто при приеме продовольствия представители судна могут проверять, подходит ли именно позиция, товар, деталь. И если нет, то исключают из заявки. Возможность такого возврата товара и обязанность исполнителя беспрепятственно его принять должна указываться в договоре.

Поэтому шипчандлер осуществляет поставки, фиксирует факт поставки в акте-приеме передачи, который подписывается капитаном (или другим представителем судна), и уже происходят взаиморасчеты между шипчандлером и финансовым отделом компании.

Модель таких взаиморасчетов также важно предусмотреть в договоре. Можно использовать способ предварительной оплаты на баланс компании шипчандлера, а в конце отчетного периода (месяц, квартал) выводить результат предоставленных услуг и остаток средств на балансе заказчика.

  • Ответственность сторон.

Международное судоходство очень сложный и организованный на высоком уровне процесс, в котором задействовано множество людей и институтов. Период пребывания судна в порту оплачивается администрации порта, государству-собственнице и стоит достаточно больших средств для компании. Штрафы за нарушение государственного регламента, правил пребывания в порту, просрочку сроков также очень значительны в этой сфере. Поэтому какие-либо задержки судна в целях ожидания поставки продовольствия просто не возможны.

Именно поэтому следует детально прописать в договоре обязанности, сроки и ответственность за невыполнение шипчандлером своих обязанностей, ведь их невыполнение может стоить дорого для судовладельца. В этой сфере все должно работать четко и без задержек как «швейцарские часы».

Таким образом можно заключить, что договор на шипчандлерские услуги многогранен и довольно сложным по своему содержанию. Стороны должны предусмотреть много моментов и нюансов для того, чтобы в дальнейшем не возникало спорных вопросов.

В настоящем договоре Сторонам для плодотворного сотрудничества и избежания разногласий в процессе работы желательно договориться о следующем:

  • предусмотреть возможность возвращения заказчиком определенных товаров, заказанных деталей и не подошедших по спецификациям;
  • предусмотреть возможность возврата товаров в других портах, отличных от порта для получения определенного товара;
  • возможность заказчика передать на хранение продукцию при временной невозможности безопасного хранения ее на борту судна;
  • возможность самостоятельной замены исполнителем продукции аналогичной по характеристикам в случае ее отсутствия;
  • оговорить чьими силами должно производиться загрузка продовольствия на борт судна;
  • возможность возврата тары или упаковки товаров исполнителю после их использования для утилизации и т.п.

Вы можете составить и скачать шаблон договора о шипчандлерских по ссылке . Или воспользоваться расширенным функционалом системы в части ведения реестра контрагентов, сгенерировать договор, акт, счет, заполненный данными, а также подписать квалифицированной электронно-цифровой подписью.

 

 

 

 

 

Дата публикации: 29.09.2022

Продиктуйте текст для поиска
Готово