РУС
ENG
POL
BUL

Есть ли ответственность руководителей предприятий за пренебрежение сигналами «Воздушная тревога», обзор законопроекта №7546 от 11.07.2022 (+ шаблон Приказа о назначении ответственного лица по вопросам гражданской защиты)

Есть ли ответственность руководителей предприятий за пренебрежение сигналами «Воздушная тревога» 11.07.2022г. в Верховную Раду Украины был внесен проект Закона Украины "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно нарушений законодательства в сфере гражданской защиты, совершенных в условиях военного положения" .

Как говорится в пояснительной записке и к проекту данного законопроекта , с начала полномасштабной военной агрессии, населенные пункты Украины систематически подвергаются ракетным ударам, а в прифронтовых городах и селах – бомбардировкам, артиллерийским и минометным обстрелам.

Цель законопроекта

Целью законопроекта является установление уголовной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере гражданской защиты, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином - субъектом предпринимательской деятельности в условиях военного положения, если это нарушение причинило вред здоровью людей или привело к гибели людей (согласно пояснительной записке ) .

Так, проектом Закона планируется дополнить Уголовный кодекс Украины статьей 270-2 следующего содержания:

«Статья 270-2. Нарушение законодательства в сфере гражданской защиты, совершенное в условиях военного положения

1. Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов в сфере гражданской защиты, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином – субъектом предпринимательской деятельности в условиях военного положения, если это нарушение причинило вред здоровью людей, – наказывается штрафом от одной тысячи до трех тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное повторно, или если оно повлекло за собой гибель людей или другие тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.» .

Следует отметить, что в пояснительной записке к законопроекту значится, что действующим законодательством Украины в сфере гражданской защиты предусмотрен четкий алгоритм поведения граждан и полномочия органов государственной власти, местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Путем соответствующих уведомлений (сигналов и сообщений) органы управления гражданской защиты доводят до жителей населенных пунктов информацию об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, воздушной тревоге, авариях, катастрофах, эпидемиях, пожарах и т.д. После получения таких уведомлений граждане должны действовать в соответствии с инструкциями и правилами гражданской защиты. В частности, прекратить работу и принять необходимые меры безопасности.

Следовательно, мы видим, что законодатель обращает внимание на ответственности определенных лиц за невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Украины в сфере гражданской защиты населения, в частности, в сфере соблюдения алгоритма действий при сигнале "Воздушная тревога".

Что с принятием законопроекта ?

Законопроект в изложенной выше редакции получил отрицательное заключение Комитета по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз, который рассмотрев на своем заседании 02.11.2022 г. проект Закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно нарушений законодательства в сфере гражданской защиты, совершенных в условиях военного положения ( г.№7546), признал его положения регулируемыми национальным законодательством стран членов Европейского Союза и не подпадают под действие международно-правовых обязательств Украины в сфере европейской интеграции.

Также Главное научно-экспертное управление предоставило свой вывод на проект Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно нарушений законодательства в сфере гражданской защиты, совершенных в условиях военного положения»

Несмотря на такие выводы, нужно точно понимать тенденцию законотворца, которым уже намечен путь ужесточения ответственности, в частности должностных лиц, в случае несоблюдения требований законодательства в сфере гражданской защиты, совершенных в условиях военного положения. Следовательно, проверить соблюдение требований законодательства в сфере гражданской защиты не будет лишним для каждого общества.

Задачи и обязанности субъектов ведения хозяйства в сфере гражданской защиты

Согласно ст. 20 Кодекса гражданской защиты , к задачам и обязанностям субъектов хозяйствования в сфере гражданской защиты относится:

1) обеспечение выполнения мероприятий в сфере гражданской защиты на объектах предприятия;

2) обеспечение в соответствии с законодательством своих работников средствами коллективной и индивидуальной защиты;

3) размещение информации о мерах безопасности и соответствующем поведении населения в случае возникновения аварии;

4) организация и осуществление при возникновении чрезвычайных ситуаций эвакуационных мероприятий по работникам и имуществу субъекта хозяйствования;

5) создание объектовых формирований гражданской защиты в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами, необходимой для их функционирования материально-технической базы и обеспечения готовности таких формирований к действиям по назначению;

6) создание диспетчерских служб в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами, необходимыми для обеспечения безопасности объектов повышенной опасности;

7) проведение оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах предприятия, осуществление мер по непревышению приемлемых уровней таких рисков;

8) осуществление обучения работников по вопросам гражданской защиты, в том числе правилам техногенной и пожарной безопасности;

10) разработка планов локализации и ликвидации аварий и их последствий на объектах повышенной опасности;

11) проведение объектовых тренировок и учеб по вопросам гражданской защиты;

12) обеспечение аварийно-спасательного обслуживания субъектов хозяйствования в соответствии с требованиями статьи 133 настоящего Кодекса;

13) осуществление за собственные средства мер гражданской защиты, уменьшающих уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

14) обеспечение беспрепятственного доступа должностных лиц органов государственного надзора, работников аварийно-спасательных служб, с которыми заключены соглашения об аварийно-спасательном обслуживании хозяйствующих субъектов, для проведения обследований на соответствие противоаварийных мероприятий планам локализации и ликвидации аварий и их последствий на объектах повышенной опасности, сил гражданской защиты – для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;

15) обеспечение соблюдения требований законодательства о создании, хранении, содержании, использовании и реконструкции защитных сооружений гражданской защиты;

16) осуществление учета защитных сооружений гражданской защиты, состоящих на балансе (содержании);

17) соблюдение противоэпидемического, противоэпизоотического и противоэпифитотического режима;

18) создание и использование материальных резервов для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

19) разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, внедрение достижений науки и техники, положительного опыта по указанному вопросу;

20) разработка и утверждение инструкций и издание приказов по вопросам пожарной безопасности, осуществление постоянного контроля за их исполнением;

21) обеспечения выполнения требований законодательства в сфере техногенной и пожарной безопасности, а также выполнения требований предписаний, постановлений и распоряжений центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты;

22) содержание в исправном состоянии средств гражданской и противопожарной защиты, недопущение их использования не по назначению;

23) осуществление мер по внедрению автоматических средств обнаружения и тушения пожаров и использования этой цели производственной автоматики;

24) своевременное информирование по вопросам гражданской защиты соответствующих органов управления гражданской защиты по форме и в сроки, установленные центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты;

25) выполнение других задач и мер в сфере гражданской защиты, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законодательными актами.

Согласно ч. 2 ст. 20 указанного Кодекса , организация мер гражданской защиты субъекта хозяйствования осуществляется подразделениями (должностными лицами) по вопросам гражданской защиты, которые создаются (назначаются) руководителями указанных субъектов с учетом следующих требований:

1) в субъектах хозяйствования, отнесенных к соответствующим категориям гражданской защиты, с численностью работающих более 3 тысяч человек создаются подразделения по вопросам гражданской защиты;

2) в субъектах хозяйствования, а также учреждениях здравоохранения с общей численностью работающих и находящихся на лечении лиц от 200 до 3 тысяч человек и в субъектах хозяйствования, отнесенных ко второй категории гражданской защиты, назначаются должностные лица по вопросам гражданской защиты;

3) в учебных заведениях с численностью 500 и более лиц, получающих образование по дневной форме, назначаются должностные лица по вопросам гражданской защиты;

4) в субъектах хозяйствования с численностью работающих до 200 человек назначаются лица по вопросам гражданской защиты в результате штатной численности предприятия.

Делаем вывод, что каждое предприятие, учитывая численность работающих, должно создать соответствующее подразделение или назначить ответственное лицо.

Создать Приказ о назначении ответственного лица по гражданской защите в конструкторе Instaco по ссылке . Для создания необходимо ввести необходимые данные в конструкторе.

Приказ о назначении ответственного лица по гражданской защите подготовила адвокат Краснокутская Наталья (Instagram @advocate_knn , Фейсбук instaADVOCATE ) .

Юридические консультации по вопросам сопровождения бизнеса адвокат ведет:

  • в любом мессенджере по телефону +380969900861

  • в директе Instagram @advocate_knn или в мессенджере Фейсбук   instaADVOCATE .

  • по электронной почте advocate_knn@ukr.net

Дата публикации: 18.04.2023

Продиктуйте текст для поиска
Готово