Расчеты за товары некритического импорта (+ шаблон договор об уступке права требования)
С целью обеспечения надежности и стабильности функционирования банковской системы в период введения военного состояния Национальным банком Украины было принято постановление "О работе банковской системы в период введения военного состояния" от 24.02.2022 № 18. Принятие указанного постановления существенно отразилось на внешнеэкономических расчетах.
Так, согласно п. 2 указанного постановления, банки продолжают работу с учетом ограничений, определенных этим постановлением. Банкам запрещается проводить операции, нарушающие определенные этим постановлением ограничения, способствующие или способствующие их избеганию.
Согласно п. 12 постановления "О работе банковской системы в период введения военного положения" от 24.02.2022 № 18, уполномоченным учреждениям запрещается осуществлять торговлю валютными ценностями (включая операции по поручению клиентов), кроме случаев:
1) продажи клиентами иностранной валюты в наличной/безналичной форме банкам, а также в наличной форме небанковским финансовым учреждениям и оператору почтовой связи;
1-1) покупки клиентами банковских металлов с физической поставкой в филиалах, отделениях банков, расположенных на территориях, находящихся под угрозой оккупации государством-агрессором/государством-оккупантом (при наличии банковских металлов в кассе филиала/отделения банка). Решение об осуществлении таких операций принимается руководителем банка и может делегироваться руководителю филиала/отделения банка;
1-2) покупки клиентами – физическими лицами иностранной валюты в наличной форме. Уполномоченные учреждения осуществляют сделки по продаже клиентам иностранной валюты в наличной форме в пределах суммы превышения общего объема покупки наличной иностранной валюты над объемом ее продаж по всем иностранным валютам, рассчитанным начиная с 13 апреля 2022 года и в течение последующих операционных/рабочих дней. Сумма превышения общего объема покупки наличной иностранной валюты над объемом ее продаж рассчитывается в долларовом эквиваленте, который исчисляется на основании официального курса гривны к иностранным валютам, установленного Национальным банком Украины на дату такого расчета;
1-3) продажи клиентами – физическими лицами банкам банковских металлов с физической поставкой/без физической поставки;
2) торговли валютными ценностями, осуществляемой банками с другими банками на условиях "своп", иностранными финансовыми учреждениями, Национальным банком Украины, международными финансовыми организациями, членом которых является Украина, и международными финансовыми организациями, по договорам с которыми Украина обязалась обеспечивать правовой режим, предоставляемый другим международным финансовым организациям (далее – МФО);
3) осуществление валютных операций по обмену иностранной валюты в пределах 1 группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 04 февраля 1998 года № 34 (в редакции постановления Правления Национального банка Украины от 19 апреля 2016 года № 269) с изменениями (далее – Классификатор), между банками (безналичной иностранной валюты), банками по поручению клиентов (наличной и безналичной иностранной валюты);
4) покупки иностранной валюты с целью проведения валютных операций, определенных в пункте 14 этого постановления (кроме случаев, определенных в подпунктах 2-3 и 9 пункта 14 этого постановления). На такие случаи покупки иностранной валюты не распространяются требования пункта 54 раздела V Положения о мерах защиты и определения порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 02 января 2019 № 5 (с изменениями) (далее — Положение № 5 );
5) покупки банком иностранной валюты у другого банка по курсу, определенному согласно требованиям абзаца второго/третьего пункта 12-1 этого постановления, исключительно для дальнейшей ее продажи клиенту с целью проведения валютных операций, приведенных в пункте 14 этого постановления;
6) осуществление банком операций на условиях "своп" с клиентами-резидентами:
по купле-продаже иностранной валюты, если первая часть сделки предусматривает покупку банком у клиента иностранной валюты;
по обмену иностранной валюты в пределах 1 группы Классификатора;
6-1) осуществление банком операций на условиях "своп" с иностранным банком-депозитарием, имеющим счет в ценных бумагах в Национальном банке Украины, по купле-продаже иностранной валюты, если первая часть сделки предусматривает продажу банком иностранной валюты иностранному банку-депозитарию, имеющий счет в ценных бумагах в Национальном банке Украины;
7) покупки клиентами иностранной валюты на условиях "форвард" по форвардным договорам, заключенным до 23 февраля 2022 (включительно). Купленная валюта должна быть использована с учетом требований пункта 14 этого постановления и пункта 44 раздела IV Положения № 5;
8) покупки иностранной валюты для обеспечения компенсационных выплат во время долгосрочной командировки и обеспечения деятельности работников аппаратов военных атташе и аппаратов представителей Министерства обороны Украины при иностранных дипломатических учреждениях Украины;
9) покупки иностранной валюты Финансовым управлением Генерального штаба Вооруженных сил Украины для обеспечения деятельности Вооруженных сил Украины;
10) реализации памятных и инвестиционных монет Украины, сувенирной продукции в филиалах, отделениях банков, если угрозы жизни и здоровью работников и клиентов;
11) покупки государственным авиационным предприятием иностранной валюты на осуществление эксплуатационных расходов для обеспечения, организации и выполнения воздушными судами литерных авиационных рейсов;
12) покупки иностранной валюты резидентом для покрытия аккредитива, открытого банком-эмитентом в пользу нерезидента по операции, определенной в подпункте 2 пункта 14 настоящего постановления.
13) покупки иностранной валюты Службой безопасности Украины, подразделениями Центрального управления и региональными органами Службы безопасности Украины для обеспечения контрразведывательных, оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных (розыскных) действий, направленных на выявление и раскрытие уголовных правонарушений.
В то же время в соответствии с пунктом 14 постановления "О работе банковской системы в период введения военного положения" от 24.02.2022 № 18, уполномоченным учреждениям запрещается осуществлять трансграничный перевод валютных ценностей с Украины / перевод средств на корреспондентские счета банков-нерезидентов , открытые в банках-резидентах, включая переводы, осуществляемые по поручению клиентов, кроме случаев осуществления:
1) собственных операций банков (включая расчеты с международными платежными системами), за исключением переводов средств с целью предоставления банками кредитов нерезидентам (кроме кредитов иностранным финансовым учреждениям). Проведение расчетов по документарным и резервным аккредитивам/гарантиям/контргарантиям, открытым (подтвержденным, предоставленным) с 24 февраля 2022 года, запрещается, кроме случаев, когда такие расчеты осуществляются с целью проведения операций клиентов банков, определенных в подпунктах 2-6 пункта 1 , и/или в целях обеспечения выполнения обязательств по договорам по экспорту товаров. Банки-заемщики осуществляют перевод средств по собственным операциям по погашению ими кредитов, ссуд по договорам с нерезидентами с учетом ограничений, установленных в пункте 19-2 этого постановления;
2) импортных операций резидентов по покупке товаров критического импорта по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины, при условии, если поставка товаров по таким операциям осуществлена/осуществляется после 23 февраля 2021;
2-1) валютных операций резидентов по выполнению обязательств, обеспеченных государственной гарантией;
2-2) перевода средств с целью выполнения обязательств резидента перед нерезидентом по заключенному между ними договору купли-продажи товаров при условии, если такой перевод осуществляется за счет средств, полученных по кредиту (ссуде) от МФО или по субкредиту от государства, для финансирование которого государство привлекло кредит (заем) от МФО;
2-3) операций по возврату нерезиденту предварительной оплаты (авансового платежа), полученной(ого) резидентом на его текущий счет в банке в Украине после 23 февраля 2022 года по заключенному с нерезидентом договору купли-продажи товара, в связи с невыполнением резидентом обязательств по настоящему договору;
3) валютные операции МФО, включая представительства МФО, а также валютные операции резидентов и нерезидентов по переводу средств в иностранной/национальной валюте с целью расчетов с МФО или с его представительством;
4) валютных операций резидентами и нерезидентами для проведения мобилизационных и других мероприятий (потребностей), определенных законами Украины, регулирующими отношения в сфере обеспечения национальной безопасности и обороны;
5) операций по оплате расходов на лечение в медицинских учреждениях иностранного государства, оплате расходов на транспортировку больных, оплате расходов, связанных со смертью граждан за границей (транспортные расходы и расходы на погребение), включая операции по осуществлению страховых выплат (страховых возмещений) по договорам страхования лиц, выезжающих за границу, на счета ассистирующих компаний-нерезидентов;
5-1) операций по перечислению средств за обучение на счета учебных заведений иностранного государства;
5-2) операций по перечислению средств для выплаты алиментов;
6) на основании отдельных разрешений (решений) Национального банка Украины, принимаемых на основании обращений Кабинета Министров Украины, министерств, Совета национальной безопасности и обороны Украины, Службы безопасности Украины, подписанных руководителем государственного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и в котором указываются:
- наименование юридического лица;
- обоснование, основания для проведения каждой операции с учетом важности ее осуществления этим юридическим лицом во время действия военного положения;
- сумма сделки;
- контрагент операции;
- наименование банка, через который будет производиться такая операция.
Для рассмотрения вопроса о выдаче отдельного разрешения (решения) в Национальный банк Украины средствами электронной почты, обслуживающим банком юридического лица, указанного в обращении, подается также уведомление (письмо) с информацией о конечных бенефициарных владельцах такого юридического лица, полученной обслуживающим банком в результате осуществления надлежащей проверки такого клиента в соответствии с требованиями законодательства Украины;
7) переводов в пользу дипломатических представительств, консульских учреждений Украины за границей для их содержания и выполнения представительских функций, а также переводов в пользу работников аппаратов военных атташе и аппаратов представителей Министерства обороны Украины при иностранных дипломатических учреждениях Украины;
8) расчетов (оплаты стоимости товаров, работ и услуг) за границей с использованием электронных платежных средств (за исключением расчетов, осуществляемых с использованием кода категории торговца – 6211) или использования за рубежом электронных платежных средств для получения наличных средств;
9) на сумму в эквиваленте до 100000 гривен включительно на календарный месяц со всех счетов физического лица - клиента банка, открытых в иностранной валюте, переводов на счета физических лиц с использованием реквизитов электронных платежных средств плательщика и получателя (р2р-переводов) и расчетов, с использованием электронных платежных средств для оплаты операций с активами, которые непосредственно конвертируются (обмениваются) на денежные средства и в соответствии с правилами и/или другими внутренними документами международных платежных систем относятся к операциям "квазикеш" (на английском языке quasi cash). К таким операциям, в частности, но не исключительно, относятся: покупка криптовалюта, пополнение электронных кошельков, покупка подарочных сертификатов, переводы в пользу букмекерских компаний, оплата дорожных чеков. Коды категорий торговцев, которые могут использоваться для таких операций, в частности, но не исключительно, следующие: 4829; 6012; 6050; 6051; 6534; 6539; 6540; 7800; 7801; 7802; 7995;
9-1) на сумму в эквиваленте до 100000 гривен включительно на календарный месяц со всех счетов физического лица - клиента банка, открытых в национальной валюте, переводов на счета физических лиц с использованием реквизитов электронных платежных средств плательщика и получателя (р2р-переводов), инициированные посредством системы дистанционного обслуживания банка или платежного приложения банка;
10) расчетов национального оператора почтовой связи, небанковских финансовых учреждений, являющихся прямыми участниками международных карточных платежных систем, по обязательствам перед этими платежными системами;
11) переводов в пользу представительств и филиалов за границей юридических лиц, в уставном капитале которых государству прямо или косвенно принадлежит доля в размере 100 процентов, согласно смете на содержание или рабочей программе и бюджету с учетом ограничений, установленных в пункте 17 настоящего постановления;
12) операции по переводу иностранной валюты, инициируемой с целью содействия повышению обороноспособности Украины физическим лицом, не являющимся субъектом хозяйственной деятельности, за товары, содержащиеся в Перечне товаров критического импорта, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 24 февраля 2022 года № 153 (с изменениями), с такими кодами согласно УКТВЭД: 8507, 6211 43 90 00, 6506 10 80 00, 61-62, 6403-6405, 3926, 6217, 9005 10 00 00, 9005 80 00 00, 8802 20 00 00, 8802 30 00 00, 9404 30 00 00, 3926 90 92 90, 30, если сумма такой операции/операций на календарный месяц в эквиваленте меньше, чем 400000 гривен (по официальному курсу гривны дату совершения операции);
13) перевода за границу иностранной валюты для выплаты в соответствии с законодательством Украины и международными договорами Украины пенсий с учетом ограничений, установленных в пункте 17 этого постановления;
14) расчетов значимых операторов услуг платежной инфраструктуры с нерезидентами для обеспечения выполнения функций в международных карточных платежных системах;
15) перевода Фондом гарантирования вкладов физических лиц средств с целью обеспечения выполнения им функций, определенных законодательством Украины;
16) операций по оплате страховых платежей (страховых взносов, страховых премий) или страховых выплат (страховых возмещений) по договорам перестрахования иностранным ядерным пулам (или уполномоченным лицам по поручению таких пулов), осуществляемых уполномоченным страховщиком по поручению членов объединения "Ядерный страховой пул";
17) операций по оплате Моторным (транспортным) страховым бюро Украины страховых платежей (страховых взносов, страховых премий) по договорам перестрахования, операций по оплате страховых выплат (страховых возмещений) или требований по компенсации таких выплат Моторным (транспортным) страховым бюро Украины по договорам международного страхование "Зеленая карта";
18) операций по оплате страховых платежей (страховых взносов, страховых премий) или страховых выплат (страховых возмещений) по договорам перестрахования, заключенным с перестраховщиками-нерезидентами, относительно передачи рисков гражданской авиации в соответствии с Воздушным кодексом Украины при наличии подтверждения от Государственной авиационной службы Украины , что соответствующие воздушные суда продолжают полеты в открытом воздушном пространстве, имеют действующие свидетельства летной годности и наличие действующего сертификата эксплуатанта воздушного судна;
19) операций по оплате страховых платежей (страховых взносов, страховых премий) по договорам перестрахования, заключенным с перестраховщиками-нерезидентами, которыми предусмотрено возмещение ущерба, связанного с эксплуатацией, восстановлением, повреждением, уничтожением и/или потерей имущества телекоммуникационных сетей и телекоммуникационной инфраструктуры на территории Украины, включая нанесенные в результате войны;
20) переводов физическими лицами-нерезидентами иностранной валюты, купленной за средства, полученные в случае гибели военнослужащего, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2022 года № 168 "Вопросы некоторых выплат военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава, полицейским" ям во время действия военного положения" (с изменениями);
21) перевода иностранному инвестору/нерезиденту средств, полученных в связи с проведенной после 01 апреля 2023 выплатой погашения/уплатой дохода по облигациям внутреннего государственного займа Украины согласно условиям их размещения (эмиссии).
22) перевода Центральным депозитарием ценных бумаг средств на свой счет, открытый в иностранном банке-депозитарии, с целью оплаты услуг этого иностранного банка-депозитария.
Следовательно, предприятия до завершения военного положения не имеют возможности рассчитаться за импортные операции товаров некритического импорта. Фактически долги украинских предприятий за импорт товаров некритического импорта накапливаются. Альтернативой классическому расчету могут стать зачисление встречных однородных требований, уступка права требования (замена стороны обязательства) или прощение долга.
Зачет встречных однородных требований.
Согласно ст. 601 ГК Украины, обязательство прекращается зачислением встречных однородных требований, срок выполнения которых наступил, а также требований, срок выполнения которых не установлен или определен моментом предъявления требования.
В этом случае импортер, как и украинское предприятие, имеют дебиторскую и кредиторскую задолженность друг перед другом.
Относительно требований, которые могут подлежать зачислению, неоднократно подчеркивал Верховный Суд. Так, в ряде судебных решений суды придерживаются последовательной позиции по условиям, которым должны отвечать требования, которые могут подлежать зачислению, в частности, они должны: 1) быть встречными (кредитор по одному обязательству является должником по другому, а должник по первому обязательству шением является кредитором по второму); 2) быть однородными (зачисляться могут требования о передаче вещей одного рода, в связи с чем зачисление как способ прекращения обычно применяется к обязательствам по передаче родовых вещей, в том числе денег). Правило об однородности требований распространяется на правовую природу, но не касается основания возникновения такого требования. Следовательно, допускается зачисление однородных требований, вытекающих из разных оснований (разных договоров и т.п.); 3) срок выполнения таких требований настал, не установлен или определен моментом предъявления требования (постановление от 29.12.2021 по делу №826/17678/15; постановление от 31.01.2020 по делу №1340/3649/18; постановление от 16.04. 2019 г. по делу №911/483/18;постановление от 21.11.2018 по делу №755/9929/15-ц).
Зачисление встречных однородных требований может быть также после замены стороны в обязательстве. К примеру, при уступке права требования. В этом случае импортер отступает право требования другому нерезиденту, имеющему дебиторскую задолженность перед украинским предприятием и который, в свою очередь, становится кредитором по внешнеэкономическому контракту, по которому не было возможности произвести расчет.
Удобно и быстро составить договор об уступке права требования Вы можете в нашем конструкторе документов на сайте ИнстаДок.
Прощение долга.
Обязательство прекращается в результате освобождения (прощения долга) кредитором должника от его обязанностей, если это не нарушает прав третьих лиц по имуществу кредитора (ст. 605 ГК Украины).
При этом следует отметить, что такая кредиторская задолженность может быть неоплаченной и не считаться безнадежной (быть просроченной) еще в течение трех лет, поскольку согласно:
- п. 5 ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19)", во время действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины с целью предотвращения распространению коронавирусной болезни (COVID-19), сроки, определенные статьями 257, 258, 362, 559, 681, 728, 786, 1293 настоящего Кодекса, продолжаются на срок действия такого карантина.
- п. 19 ЗУ "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно действия норм на период действия военного положения", в период действия в Украине военного, чрезвычайного положения сроки, определенные статьями 257-259, 362, 559, 681 , 728, 786, 1293 настоящего Кодекса, продлеваются на срок его действия".
Отметим, что приказом Министерства финансов Украины "Об утверждении обобщающих налоговых консультаций по некоторым вопросам налогообложения налогом на прибыль предприятия, налогом на доходы физических лиц" № 400 был утвержден ряд обобщающих налоговых консультаций. В частности, Обобщающую налоговую консультацию относительно необходимости обращения в суд для признания задолженности безнадежной в соответствии с подпунктом "а" подпункта 14.1.11 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины, в соответствии с которым, подпунктом 14.1.11 пункта 14. ( далее Кодекс) определено, что безнадежная задолженность – это задолженность, соответствующая одному из перечисленных подпунктом признаков. В частности, согласно подпункту "а" подпункта 14.1.11 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса под безнадежной задолженностью понимается задолженность по обязательствам, по которым истек срок исковой давности. Подпунктом "а" подпункта 14.1.11 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса не устанавливается каких-либо дополнительных условий для признания задолженности по обязательствам, по которым истек срок исковой давности, безнадежной. Эта норма Кодекса не предусматривает необходимости осуществления налогоплательщиком - кредитором каких-либо мер по взысканию задолженности, в частности в судебном порядке, признании должника банкротом и т.п. Итак, исключительным и достаточным критерием для признания задолженности безнадежной согласно подпункту "а" подпункта 14.1.11 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса является истек срок исковой давности обязательствами по такой задолженности, независимо от того обращался кредитор в суд с целью ее взыскания . Таким образом, в случае если задолженность соответствует признаку, определенному подпунктом "а" подпункта 14.1.11 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса, налогоплательщики не должны осуществлять проверку соответствия такой задолженности другим признакам, предусмотренным подпунктом 14.1.11 пункта 14.1.
Как известно, постановлением КМУ "О внесении изменений в некоторые акты Кабинета Министров Украины по предотвращению распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2", карантин был продлен до 31.08.2022г., а в соответствии с Указом Президента Украины "О продлении срока действия военного положения в Украине" от 17 мая 2022 года № 341/2022, военное положение, действует до 23.08.2022 г.
Дата публикации: 05.07.2022