РУС
ENG
POL
BUL

Планируются изменения в Закон Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине"

15 июня 2021г. Министерство финансов Украины в соответствии с требованиями Закона Украины «О доступе к публичной информации» на своем официальном веб-сайте сообщило об обнародовании проекта Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (регистр. № 6244) .

Как говорится в Сообщении об обнародовании проекта Закона, Законопроектом предлагается:

  • вести категории групп материнского предприятия и их дочерних предприятий;
  • освободить от обязательной составления и представления консолидированной финансовой отчетности, кроме малых групп, также группы средних размеров;
  • усовершенствовать отдельные нормы по представлению финансовой отчетности, составленной по международным стандартам финансовой отчетности на основе таксономии финансовой отчетности в едином электронном формате;
  • уточнить положения об обнародовании консолидированной финансовой отчетности;
  • усовершенствовать положение по первичным документам.

Как отмечает Министерство финансов Украины в новостях от 10.11.2021г. изменения направлены на практическую реализацию норм европейского законодательства, принятие этих изменений не только обеспечит выполнение взятых Украиной обязательств по имплементации положений Директивы ЕС №2013/34/ЕС, но и позволит усовершенствовать законодательные основы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, что будет способствовать ведения бизнеса, прозрачности финансовой отчетности и позитивного инвестиционного климата в Украине.

Законопроект №6244 обнародован на официальном вебсайте Министерства финансов Украины по адресу: https://www.mof.gov.ua/ в рубрике «Проекты нормативно-правовых актов» раздела «Законодательство», где также содержится сравнительная таблица положений действующего Закона Украины «О доступе к публичной информации» и изменениях к нему.

Рассмотрим предлагаемые изменения поподробнее.

Введение категорий групп материнского предприятия и его дочерних предприятий

Начнем с того, что Законопроект предлагает дополнить статью 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» следующим определением: группа – материнское предприятие и все его дочерние предприятия.

Определения «материнское предприятие», «дочерние предприятия» приведены в статье 12 Законопроекта Консолидированная финансовая отчетность, где указано, что для целей настоящего Закона группа юридических лиц, состоящая из предприятия, контролирующего другие предприятия (материнское предприятие), и предприятий, которые им контролируемых (дочерних предприятий), может относиться к малым, средним или крупным группам.

В дальнейшем Законопроект дает определение малым, средним и большим группам.

Малыми группами считаются группы, состоящие из материнского предприятия и его дочерних предприятий, которые включаются в консолидированную финансовую отчетность, если их консолидированные показатели на дату составления годовой финансовой отчетности не превышают двух из следующих критериев:

балансовая стоимость активов – до 4 миллионов евро;

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 8 миллионов евро;

среднее количество работников – до 50 человек.

Средними группами считаются группы, не соответствующие критериям для малых групп, состоящих из материнского предприятия и его дочерних предприятий, которые включаются в консолидированную финансовую отчетность, если их консолидированные показатели на дату составления годовой финансовой отчетности не превышают двух из следующих критериев:

балансовая стоимость активов – до 20 миллионов евро;

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – до 40 миллионов евро;

средняя численность работников – до 250 человек.

Большими группами считаются группы, состоящие из материнского предприятия и его дочерних предприятий, которые включаются в консолидированную финансовую отчетность, если их консолидированные показатели на дату составления годовой финансовой отчетности соответствуют двум из следующих критериев:

балансовая стоимость активов – более 20 миллионов евро;

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) – более 40 миллионов евро;

средняя численность работников – более 250 человек.

Также, в проекте отмечено, что для определения соответствия критериям, установленным в евро, применяется официальный курс гривны по отношению к иностранным валютам (средний за период), рассчитанный на основании курсов Национального банка, устанавливаемых для евро в течение соответствующего года.

Если группа юридических лиц, одной из приведенных категорий групп по консолидированным показателям на дату составления годовой финансовой отчетности в течение двух лет не соответствует приведенным критериям, она относится к соответствующей категории группы.

Законопроектом вносятся изменения об освобождении от обязательного составления и представления консолидированной финансовой отчетности, кроме малых групп, а также группы средних размеров

Совершенствование отдельных норм по представлению финансовой отчетности, составленной по международным стандартам финансовой отчетности на основе таксономии финансовой отчетности в едином электронном формате.

В данном контексте Законопроектом предлагаются изменения по порядку представления отчетности следующим предприятиям:

- предприятиям, представляющим общественный интерес (кроме крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг), публичным акционерным обществам, субъектам естественных монополий на общегосударственном рынке и субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в добывающих отраслях

- крупным предприятиям, не являющимся эмитентами ценных бумаг, и средним предприятиям

- другим финансовым учреждениям и негосударственным пенсионным фондам, относящимся к микропредприятиям и малым предприятиям

- материнским предприятиям большой группы, не относящимся к категории крупных предприятий (кроме субъектов инвестиционной деятельности, не составляющих консолидированную финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами)

- материнским предприятиям, являющимся одновременно дочерними предприятиями, и согласно требованиям национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета или международных стандартов не представляют консолидированную финансовую отчетность.

Уточнение положений по обнародованию консолидированной финансовой отчетности

Законопроект уточняет, что вышеупомянутые предприятия должны обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность на своем вебсайте или своем вебсайте (в полном объеме).

Совершенствование положений по первичным документам.

Основным моментом в данном положении есть дополнение части 2 ст. 9 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» нормой о том, что первичные документы, составленные в электронной форме информационно-телекоммуникационной системой субъекта хозяйствования без физического участия ответственных лиц, применяются в бухгалтерском учете при наличии наложенного на электронный документ квалифицированной электронной печати такого субъекта хозяйствования с соблюдением требований Закона Украины «Об электронных доверительных услугах».

Также, предлагаются исключить альтернативную трактовку обязательных реквизитов первичных документов путем исключения словосочетания «если иное не предусмотрено отдельными законодательными актами Украины». То есть норма Законопроекта №6244 предлагается как императивная, которая четко определяет обязательные реквизиты первичных документов и не позволяет обращаться к альтернативным трактовкам, которые могут содержаться в других законодательных актах. Самих реквизитов первичных документов Законопроект почти не касается, он:

название документа (формы);

дата составления;

название предприятия, от имени которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции;

единицу измерения хозяйственной операции;

должности и фамилии лиц, ответственных за проведение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции.

Из всех реквизитов добавлена только фамилия лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции.

Также Законопроект предусматривает, что в зависимости от характера хозяйственной операции и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.

Описанный Законопроект находится на рассмотрении Верховной Рады Украины. Итак, следим за его рассмотрением Парламентом. Планируется, что в случае принятия данный закон вступит в силу со дня его опубликования.

Дата публикации: 17.11.2021

Продиктуйте текст для поиска
Готово