Киберпреступность в Турции, сравнение с украинским законодательством
Несколько десятилетий проходит всемирная цифровизация, мы не успели заметить, как стабильный интернет, e-mail, мессенджеры стали необходимыми атрибутами нашей жизни, весомая часть жизненных вопросов теперь решается благодаря электронным сервисам, банально сделать заказ товара, записаться к врачу, перевести средства, посмотреть новости. Но вместе с тем увеличивается количество преступлений в данной сфере.
Каждый год киберпреступность наносит государствам и частным лицам очень большой вред. На 73-й сессии Генеральной ассамблеи ООН генеральный секретарь Антониу Гуттереш оценил ежегодный ущерб от киберпреступности в мире в размере 1,5 трлн долларов. К сожалению, прогнозы экспертов по кибербезопасности неутешительны. В будущем количество преступлений и ущерба от кибератак будет только расти, ведь обычно правонарушители идут по меньшей мере на шаг впереди механизмов, которые имеют государственные органы и частные лица по предотвращению и раскрытию таких преступлений.
Дмитрий Никулеско «ЮФ Ильяшев и Партнеры» Адвокат, Украина
Уже давно появилось такое понятие как киберпреступность, и в большинстве развитых стран данное понятие отражено в местном законодательстве. Но в каждой стране "киберпреступность" может толковаться по-разному. В Украине, например, основные преступления определены в разделе XVI Уголовного кодекса Украины :
- Статья 361 УКУ. несанкционированное вмешательство в работу информационных (автоматизированных), электронных коммуникационных, информационно-коммуникационных систем, электронных коммуникационных сетей;
- Статья 361-1 УКУ. Создание с целью противоправного использования, распространения или сбыта вредоносных программных или технических средств, а также их распространение или сбыт;
- Статья 361-2 УКУ. Несанкционированный сбыт или распространение информации с ограниченным доступом, хранящейся в электронно-вычислительных машинах (компьютерах), автоматизированных системах, компьютерных сетях или на носителях такой информации;
- Статья 362 УКУ. Несанкционированные действия с информацией, которая обрабатывается в электронно-вычислительных машинах (компьютерах), автоматизированных системах, компьютерных сетях или хранится на носителях такой информации, совершенные лицом, имеющим право доступа к ней;
- Статья 363 УКУ. Нарушение правил эксплуатации электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи или порядка, или правил защиты обрабатываемой в них информации;
- Статья 363-1 УКУ. Предотвращение работы электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи путем массового распространения сообщений электросвязи.
Кроме того, кроме УКУ, в нашей стране есть другие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу киберпреступности: ЗУ "Об основных принципах обеспечения кибербезопасности Украины" , ЗУ "Об Информации" , ЗУ "О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах" и другие международные договоры
Что касается Турции, здесь ситуация похожа, нет единого закона (кодекса), регулирующего киберпреступность, например, есть несколько статей в местном Уголовном кодексе , а именно:
- Статья 243 ККТ . Несанкционированный доступ к системе обработки данных, а именно проникновение в часть или всю систему обработки данных, удаление или изменение данных в системе. несанкционированный контроль передачи данных внутри или между системами обработки данных с использованием технических средств;
- Статья 244 ККТ . Помеха (блокировка) в использовании системы данных, удаление (уничтожение) или изменение данных, разрушение работы системы обработки данных. К тому же к статье относится отправка данных в другие места.
В этой статье следует понимать " уничтожение или изменение данных в информационной системе" – это препятствие, уничтожение или изменение данных, зарегистрированных в системе пользователем. "Блокировка информационной системы" - преступник не позволяет пользователю войти в свою собственную систему обработки данных и/или делает эту систему недоступной. В заключение следует понимать под словосочетанием "разрушение работы системы обработки данных" - нарушение функционирования системы обработки данных в соответствии с ее технической инфраструктурой.
В дополнение к вышесказанному хотел бы отметить, что в Турции киберпреступления не входят в число преступлений, которые считаются «преступлениями, преследуемыми по жалобе», поэтому в случае отказа потерпевшего от жалобы - расследование преступления не останавливается.
Эрен Джан Эрсой Старший юрист, Турция
- Статья 245 ККТ . Ненадлежащее использование банковских карт. Сюда относятся ситуация, когда лицо приобретает банковские карты другого лица или использует эти карты без согласия держателя карты, или обеспечивает выгоду для себя или третьих лиц. Еще к указанной статье относится получение выгоды путем использования поддельной банковской карты.
- Статья 245/А ККТ . Использование запрещенных устройств или программ. Например, лицо передает другим лицам устройство, компьютерное приложение, пароль или другой код безопасности, который помогает отправить, сохранить, принять, продать данные.
Как и в Украине, в Турции ратифицирована Европейская конвенция о киберпреступности (еще известная как "Будапештская конвенция"), которая стала фундаментом развития национального "кибер" законодательства в обеих странах.
Хочется выделить отдельно турецкий Закон № 5651 "О регулировании Интернет-вещания и борьбе с преступлениями, совершенными в этой сфере" . Если кратко, то благодаря закону возможна блокировка доступа к веб-сайтам без предварительного определения суда, возможна блокировка сайтов, если это необходимо для «национальной безопасности, восстановления общественного порядка и предотвращения преступлений». Интернет-провайдер обязан закрыть доступ на веб-сайт или удалить его содержимое в течение четырех часов после поступления запроса со стороны правоохранительных органов. Кроме того, правоохранительные органы могут получить доступ к истории просмотра сайтов любым пользователем Интернета без определения суда.
На мой взгляд, развитие законодательства Украины и Турции в сфере киберпреступности находится на одном уровне, конечно не как в странах "третьего мира, но и не как в США, то есть есть куда расти. Ведь очень мало специальных норм, есть обычно такие понятия как" база данных", "компьютерная программа", "автоматизированная система", но цифровизация идет дальше, появляются новые гаджеты, сервисы, под которые нужно "дописывать" законодательство.
Дата публикации: 13.05.2024