РУС
ENG
POL
BUL

Cпрощение доступа к процедурам банкротств, обзор законопроекта №7442 в разрезе возникающих проблем в процедуре распоряжения имуществом (+ шаблон Ходатайство о прекращении полномочий руководителя должника)

Кодекс Украины по процедурам банкротства (далее - КУПБ), который в значительной степени повысил эффективность процедур банкротства, с течением времени и в соответствии с реальными реалиями, требует изменений и дополнений. Военное положение, послевоенный период нуждается в отдельном внимании и учете и в аспекте процедур банкротства. Для упрощения доступа к процедурам банкротств и повышения эффективности их применения в условиях военного и послевоенного положения и с целью уточнения ряда процедурных вопросов и устранения несогласованностей и недостатков, выявленных при практическом применении положений Кодекса Украины по процедурам банкротства .

Итак, предлагаем произвести обзор основных моментов проекта Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины по процедурам банкротства по применению процедур банкротства в период действия военного положения» от 07.06.2022 г. N 7442 .

В частности , законопроект   предполагается:

- обеспечение требований кредиторов путем наложения ареста на имущество не только движимое и не только должника, но и на имущество лиц, согласно Кодексу несут с должником субсидиарную или солидарную ответственность.

- вводится понятие запрос арбитражного управляющего и упрощение доступа распорядителя имущества к информации о счетах должника (в том числе через призму банковской тайны), а также другие действенные механизмы фактического осуществления контроля за хозяйственной деятельностью должника путем доступа распорядителя имущества к информации, хранящейся в базах данных ( в том числе электронных), используемых должностными лицами должника для ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета, а также для формирования бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности

- проведение комитета кредиторов и сборов кредиторов дистанционно.

Указанные предложения, на наш взгляд, позволят надлежащим образом, своевременно осуществлять арбитражным управляющим свои полномочия по делу о банкротстве (неплатежеспособности), без дополнительного обращения в хозяйственный суд, что влечет уменьшение сроков рассмотрения дел и уменьшение расходов, связанных с их рассмотрением, однако , несут   риск ареста на имущество директоров и участников/учредителей предприятий, ликвидируемых из-за судебной процедуры банкротства.

Относительно прохождения проекта по стадиям. Так, 07.06.2022 он был получен ВР Украины с пояснительной запиской и сравнительной таблицей, 16.08.2022 - принят за основу, а 25.07.2022 было предоставлено Заключение Главного научно-экспертного управления и Заключение комитета по вопросам экономического развития. По состоянию, сейчас, законопроект находится на втором чтении (с 22.11.2022г.), следовательно, следим за его принятием.

Одна из проблематик, которую должны решить такие изменения в Кодекс, является, в частности, упрощение процедуры распоряжения имуществом. Как известно, согласно ст. 44 КУПБ под распоряжением имуществом понимается система мер по надзору и контролю за управлением и распоряжением имуществом должника с целью обеспечения сохранности, эффективного использования имущественных активов должника, осуществления анализа его финансового состояния, а также определения следующей процедуры (санации или ликвидации).

В то же время ч. 2 ст. 12 , ч.ч. 3, 4 ст. 44 КУПБ именно на распорядителя имуществом возложена обязанность проводить анализ финансово-хозяйственного состояния и предусмотрена ответственность за невыполнение возложенных на него полномочий.

Анализ финансово-хозяйственного состояния субъектов хозяйствования относительно наличия признаков фиктивного банкротства, доведение до банкротства, утаивание устойчивой финансовой несостоятельности, незаконных действий в случае банкротства (далее - Анализ) проводится согласно Методическим рекомендациям по выявлению признаков неплатежеспособности предприятия и признаков действий по сокрытию банкротства, фиктивного банкротства или доведение до банкротства, утвержденными приказом Министерства экономики Украины от 19 января 2006 N 14 (в редакции приказа Министерства экономики Украины от 26 октября 2010 N 1361).

Основными источниками информации для проведения анализа, согласно п. 1 Раздела II Методических рекомендаций, являются, в частности, баланс предприятия, отчет о финансовых результатах , отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале, примечания к годовой финансовой отчетности, отчет о наличии и движение основных фондов, амортизацию (износ), обследование технологических инноваций промышленного предприятия, отчет о финансовых результатах и дебиторской и кредиторской задолженности, отчет по труду; отчет о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными условиями труда; отчет об использовании рабочего времени; отчет о производстве промышленной продукции; другая информация, необходимая для проведения анализа и выявления резервов производства.

В то же время, если руководитель должника не предоставляет распорядителю имущества указанные документы, распорядитель имущества лишен возможности их получить самостоятельно, поскольку не является руководителем должника и поэтому ограничен определенными процедурами, в том числе банковской тайной и т.п. Что же делать в этом случае, чтобы не находиться в стадии распоряжения имуществом и предоставить кредиторам анализ финансового положения должнику для решения вопроса о следующей процедуре банкротства?

На наш взгляд, сейчас есть достаточно действенный механизм по прекращению полномочий руководителя должника и возложению таких обязательств на распорядителя имуществом.

Согласно ч. 12 ст. 44 КУПБ , полномочия руководителя должника и исполнительных органов его управления, возложенные на них в соответствии с законодательством или учредительными документами, могут быть прекращены в случае, если ими не принимаются меры по обеспечению сохранности имущества должника, создаются препятствия действиям распорядителя имущества или допускаются другие нарушения законодательства.

В случае выявления обстоятельств, предусмотренных абзацем первым этой части, по ходатайству кредиторов или других участников дела определением хозяйственного суда полномочия руководителя и исполнительных органов управления должника прекращаются, а исполнение соответствующих обязанностей временно возлагается на распорядителя имущества до назначения в порядке, определенном законодательством и учредительными. документами нового руководителя должника и исполнительных органов управления должника.

Следовательно, такое ходатайство может быть подано любым участником дела о банкротстве, как кредитором, самим распорядителем имуществом и т.п. Предлагаем создать Ходатайство о прекращении полномочий руководителя должника (от кредитора)   в конструкторе Instaco по ссылке . Для создания необходимо ввести необходимые данные в конструкторе.

Ходатайство о прекращении полномочий руководителя должника (от кредитора) подготовила адвокат Краснокутская Наталья (Instagram @advocate_knn , Фейсбук instaADVOCATE ) .

Юридические консультации по вопросам сопровождения бизнеса адвокат ведет:

  • в любом мессенджере по телефону +380969900861
  • в директе Instagram @advocate_knn или в мессенджере Фейсбук instaADVOCATE .
  • по электронной почте [email protected]  

 

 

Дата публикации: 27.02.2023

Продиктуйте текст для поиска
Готово